Призыв искать плюсы в дерьмовой ситуации - это старая песня. Но часто она звучит не убедительно. "Кризис - это шанс" - говорит тебе человек со слезами на глазах и ты его успокаиваешь: да-да, шанс, конечно, не переживай. Или ты сам в аду, а тебя утешают: ну... зато... там у вас вроде бы не холодно в аду, не грусти, ищи плюсы.
Фальш этого призыва объясняется его односторонностью. Она встречается в двух вариантах:
- Все, что ни делается - к лучшему. Тебе оторвало ногу - это лучшее, что с тобой могло произойти! Без ноги перед тобой открываются замечательный возможности!
- Все, что ни делается - ты должен перебороть. Тебе оторвало ногу - это погано, но ты должен бороться и найти светлые стороны в жизни вопреки этому, искать возможности, плюсы и мыслить позитивно.
Первую крайность - это подход "благодаря". Благодаря беде - что-то хорошее.
Вторая крайность - подход "вопреки". Что-то хорошее - вопреки беде.
А нормальный подход - это "не только вопреки, но и благодаря".
Его суть в том, что дерьмовая ситуация - это правда дерьмовая ситуация, а не благодать. И она требует борьбы, преодоления, движения вопреки.
Но дерьмовая ситуация отличается от хорошей не только оценкой (хорошо-плохо), но и конкретным содержанием - это другая ситуация, другие обстоятельства, другой материал.
Преодолевая ситуацию, ты вынужден и пользоваться ею, как материалом, использовать то, что тебя в этой ситуации окружило, свалилось на тебя, оказалось рядом с тобой. Этого материала ты не просил, но он тебе достался и он особенный (отличается от хорошей ситуации и от всего другого). Прокладывая свой путь из дерьмовой ситуации, ты используешь ее содержание как средство и конструируешь из этого средства (средств) то, что будет для тебя спасением из этой ситуации. Чтобы продукт получился, мастерить надо в согласии с возможностями материала. И вот ты берешь материал (содержание своей дерьмовой ситуации), разбираешься, что из него лепится и лепишь.
Ты слепил из ситуации как из глины то, что тебя спасло от этой ситуации. Но это спасение, твое достижение, достояние - оно таки слеплено из этого дерьма и не будь того дерьма или будь оно другим, твое достижение не имело бы тех достоинств, какие у него есть.
Например, есть просто алкаши и дебоширы, ничем не примечательные. А есть Чарльз Буковски, который стал тем, кем он стал вопреки-благодаря своему алкоголизму-дебоширству. Из своей неблагополучной жизни он слепил свой стиль, себя как писателя. Он мог остаться просто несчастным алкашом, если бы шел по пути только "благодаря". Или он мог попытаться стать "правильным" писателем, отбросив свои недостатки (только вопреки) - но какой бы писатель из него получился, если бы он эти недостатки не использовал как материал и стиль? Большой вопрос.